ed1a4ddd

Дневной архив: 11.02.2023

Останки государственной гордости выкидывают на помойку?

РФ

Сняли плоскости и разложили стенку

До последнего времени образец «Бурана» пребывал в контрольно-испытательном центре РКК «Энергия», где ведутся заводские групповые проверки и заключительная комплектация, как тут принято рассуждать, «изделий пилотируемой тематики». Когда проект «Буран» еще был своевременен, образец служил щитом для орбитального фрегата – на нем пробовалась спортивная и прочие системы. Однако заключительные 20 лет он стоял просто так.

Как сообщили работники центра, однажды тут стоял «Салют», затем «Мир», отныне общий пример стандартного блока МКС. Все дело в том, что галактические устройства не становятся в единственном образце – изделий всегда несколько. Одно располагается в Королёве, 2-ое летает, 3-е стоит в Факультете медико-биологических неприятностей. С каждым работают эксперты в собственной области. Но в случае если, не дай господи, в открытом космосе произойдет технологическая нарушение в работе, разбираться начнут с РКК.

Информацию же об надругательствах над «Бураном» здесь окончательно не подтвердили.

– Ничего ужасного не случилось, – сообщил зам. начальника автозавода опытного автомобилестроения РКК «Энергия» Владимир Пащенко, стоя на том самом месте, где еще не так давно рисовался мировой торговец. – Просто у нас много заявок, и, чтобы увеличить размеры работ, было принято решение свезти отсюда «Буран». А это, кстати, дело тяжелое. Его и завозили-то сюда по частям. И для обратного процесса понадобилось снять киль и плоскости, еще различить стенку. Образец фрегата просто убрали на место сохранения, по возможности закрыли от осадков.

В зимнюю пору не до «Бурана»

По словам Пащенко, некоторые слухи о выбросе «Бурана» на свалку пошли потому, что в момент эвакуации он сам по себе представление крайне грустное. В чем мы удостоверились лично: «Буран» нашелся на территории РКК «Энергия» в нескольких десятках километров от разложенной стенки контрольно-испытательного центра. Пролом в настоящее время завешен брезентом, и его, ярко матерясь, забирают действующие под укорительным взглядом обескрыленного «Буранова» фюзеляжа (на фотографии наверху). Плоскости и киль, отчасти покрытые цинком, находятся вслед за ним на газоне. Рядом доцветает весенняя клумба. Владимир Пащенко зарекается, что это на время и ветерану до морозов гарантируют сохранность.

– Мы приблизительно установили место, где его будет можно установить как артефакт, – говорит Пащенко. – Решение, впрочем, пока не заключительное, все же у «Бурана» лишь масштаб крыльев – 25 километров. Ну и в зимнюю пору никто этим заниматься не будет. Сперва мы его полновесно заделываем. Перед установкой его еще необходимо обмыть, окрасить особыми красками – полагаю, процесс займет более 2-ух лет. Однако затем он в точности будет на постаменте.

Страшилка

Убедительно будущее «Бурана» нам показал пожилой работник РКК, прямой участник проекта, корпевший над ним с 1976 по 1986 год. Представляться он наотрез отказался: не уполномочен, ну и от прежней сверхсекретности отучить сложно. Он привел нас на памятную площадь, над которой высится ракета «Восток» – творение Королёва, та наиболее, что принесла в космос Гагарина.

– Вернее, образец в истинную величину, – объяснил наш собеседник. – Выполнен из реальных запасных частей, однако внутренности в нем нет. «Буран» ожидает приблизительно то же самое.

– А исключительно по-человечески, не плачевно ли фрегат? – интересовались мы.

Разумеется, безрассудно жалко, – тронулся он. – Так как это не только проект, это целая история. Вообще, многоразовые системы – старинная тема, и повышенное внимание на нее направили в СССР, когда США в 1972 году начали разгонять проект «Шаттл». У нас все стартовало с 1974-го и сначала тянулось достаточно бесшумно. Однако затем появилась мысль, что челнок может сделать неожиданный удар из земного мирового места. Разумеется, это была страшилка – в данном мы оперативно удостоверились, когда стали обследовать такую вероятность. Такой прием невозможно выполнить из-за насыщенности окружающей среды. Однако страшилка повлияла, и бюро решило развивать данную тему.

2 витка

Первый и один мировой полет «Бурана» прошел 15 декабря 1988 года. Основную сенсацию, тем не менее, сделал не данный факт, а то, что фрегат сделал 2 витка вокруг Земли и сел на Байконуре целиком в автоматическом режиме. Североамериканские шаттлы на это были неспособны. Но исследователи сделали вывод, что в галактической автогонке за американцами поспеть будет сложно. Недостаточно устремлять земное место галактическими установками и включить туда же свору челноков – это еще нужно обслуживать.

Мы осознали, что индустрия к данному не готова, – сознался наш собеседник. – Впрочем содержание «Бурана» сделало собственное дело – мы продемонстрировали, что нас не испугать, что у нас есть возможность сделать не хуже.

В 1992 году Росавиакосмос полностью захоронил проект. Образцы «Буранов» поняла грустная линия – разобраны либо убиты. С макетами дела обстоят лучше – скрашивают музеи и парки. Впрочем положение их часто горестно. Остается полагаться, что королёвский образец «Бурана» будет исключением.

К слову

Болгаркой по МИ-6

Летательным аппаратам труднее воздуха в последние годы вообще не везет. Не так давно на Ходынском поле в городе Москва случилось ужасное и не поддающееся объяснению: в ночь действующие на экскаваторе повалили ограду размещающегося там Музея летной техники прямо на улице и болгарками истребили вертолет МИ-6. Жители повысили тревогу, и двоих рабочих приостановили. Бумаг при них не нашлось. По чьему постановлению действовали, убийцы МИ-6 сказать отказались. Кто они и откуда, милиция не в состоянии сказать до сегодняшнего дня.

Около месяца назад предприниматель Юрий Задорожный, разработчик своего Музея техники, рекомендовал Министерству обороны, в чьем ведении располагаются воздушные судна с Ходынки, собственную помощь в сбережении авиатехники. И несколько лет назад обрел на баланс 56 единиц. МИ-6 в их числе не было.

– Вертолет был значительно разрушен – для нашего музея восстановить его было нельзя, – говорит Задорожный. Но в случае если бы техника держалась, как надеется, то ее можно было бы без проблем отреставрировать. То, что приключилось на Ходынке – святотатство.

Как считают в Музее Задорожного, в Минобороны решили, что вертолет легче извлекать, и впустили под ножик. По словам прежнего зама основного конструктора НПО «Молния» по плану «Буран» Александра Никитина, на Ходынке просто зачищают место под стоянку нового коммерческого комплекса.